История Храма

В Каге самым примечательным объектом является необычайной красоты Никольская церковь. Она стоит на вершине крутой горы и сразу приковывает взгляд. Храм — это гордость села. Он огромен, с тремя престолами.

Главный — в честь святителя Николая, правый — Петра и Павла, левый — в честь Иоанна Богослова. При обходе церковной ограды очарование храмом только возрастает: каменная вязь ажурной кладки из красного кирпича, своды, арки, кованая изгородь. Весь  этот архитектурный ансамбль — единая поэма в камне, иного не скажешь. В годы богоборчества с нее как и со всех других церквей сбросили колокола, разрушили колокольню и купола. Обезглавленный Храм устоял и не утратил своего величественного облика. В год двухтысячелетия крещения Руси он вновь стал местом православного прихода селян.

«Святые Кирилл и Мефодий» работы заводских мастеров, потолочная роспись церкви в Каге

«Новозаветная Троица» работы заводских мастеров, потолочная роспись церкви в Каге

Цеpковь была тpехштатной: главный пpестол — в честь святителя Николая; правый — в честь святых апостолов Петpа и Павла; левый — в честь святого апостола Иоанна Богослова. Престолы были освящены соответственно 8 и 9 декабря 1913 г.

      Последним настоятелем Никольского храма был Иван Александрович Марсов. Батюшку Иоанна народ кагинский очень любил. Рассказывают, что когда в 1933 году его арестовали, якобы за контрреволюционную деятельность, в Каге чуть было не произошел «бабий бунт»: женщины собрались у сельсовета и стали требовать освобождения своего священника. Только прибывшие из Белорецка гэпэушники кое-как сумели подавить это выступление. В Белорецке конвой с батюшкой тоже был встречен верующими людьми, протестующими против ареста о. Иоанна. Батюшка благословил православных и попросил всех разойтись. Он верил, что в самом ближайшем будущем власти разберутся во всем и отпустят его. Власти «разобрались» и… присудили батюшке пять лет ссылки. На пересыльном пункте в Уфе он умер и был похоронен на одном из Уфимских погостов. Вернее, даже не похоронен, а просто брошен нагим в общую могилу. Отец Иоанн большевиков всерьез не воспринимал и от веры своей не отрекся, как бы его ни понуждали к этому. Батюшка не изменил православию, как и тысячи других русских священников, чьи косточки благодатные освящают ныне бесчисленное множество заросших бурьяном общих могил. Диаконом Никольской церкви при отце Иоанне был Гавриил Нилович Пиндюрин. Вскоре после ареста настоятеля он тоже был репрессирован.                    

В 1933 году Никольский храм был закрыт. Колокола сбросили, колокольню и купола pазpушили. Кирпич взяли на хозяйственные нужды. До 1941 года в бывшей церкви располагалась изба-читальня, а потом — зернохранилище кагинского колхоза. В 1955  году здание капитально отpемонтиpовали (было сделано потолочное перекрытие, и появился второй этаж), и в Каге стал действовать клуб, преобразованный в 1968 году в Дом культуры. В 1976 году постановлением Совета Министров Башкирии кагинский Дом культуры был поставлен на учет как памятник архитектуры.  Несмотря ни на что Никольский храм очень хорошо сохранился, хотя нет колокольни и куполов. Как бы ни пытались власти переделать его на мирской лад, как бы тщательно по требованию райкома КПСС ни стесывали зубилом кресты на фасаде,  все  равно  храм  остался храмом  и  не  утратил своего величественного облика. Бывший директор Дома культуры Иван Антонович Лисовский не побоялся еще в семидесятых годах очистить от штукатурки подкупольную часть храма (там в свое время был сделан второй этаж) и отмыть уникальнейшие фрески. Именно благодаря заботам и стараниям Ивана Антоновича здание Кагинского храма столь хорошо сохранилось до наших дней.

        В 1999 году в Каге был зарегистрирован православный приход, а 1 июля 2000 года Никольский храм был официально передан верующим людям.

В истории села есть трагическая страница — холера. Когда начала она людей косить, батюшка собрал всех селян в церковь, отслужил молебен и говорит: «Пойдемте, православные, крестным ходом к ключу, который выходит из-под горы,  освятим воду и будем пить только ее». Пошел весь завод каганский и стар и млад, и пожалел Господь их и снял мор. Вот и дали православные обет Богу ежегодно отмечать день 21 августа, как большой церковный праздник, до революции служили в храме молебен и ходили крестным ходом к Сажелке.

Так ли было или иначе, а только сегодня у дороги над тем ключом, над Сажелкой, часовня высится. Холодный поток чистейшей воды бьет здесь на склоне горы. Мастера местные сделали из толстого бревна длинную колоду, в торце отверстие просверлили и уложили этот водовод на козлы. Говорят, что раньше была традиция сажать здесь деревья в память об умерших, отсюда и название — Сажелка. А сегодня здесь ступени к Богу и дар его — вода. Святая или нет — по вере сбудется.