Вторая приуготовительная седмица к Великому посту. Неделя о блудном сыне

(Лук. 15:11–32).

«Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь поет взывающи!»

Так, на всех путях своей жизни, исповедуют Отцу Небесному верные чада веру свою, так и мы нашу веру исповедуем.

А современный «блудный сын»? Он полагает свои успехи и силы в своем горделивом уме. Лишенный живой веры, заменивший ее холодным рассуждением, предавшийся велениям плоти, он живет не по учению Христа, он не думает руководствоваться в своей жизни в Евангелии запечатленной волей Отца Небесного – этими вечными и неизменными принципами жизни, этой основой всякого полезного делания и человека и общества. Нет, современный «блудный сын» и других пытается спасать своим умничаньем, лишенными благодати «программами» и обеднениями, создаваемыми на зыбкой почве. Он забывает, что подлинным единством, могущим стать краеугольным камнем личного спасения и общественной пользы, может быть только единство всех в Боге, во Христе.

Кто же суть эти блудные чада, «блудные сыны», в нашей православно-русской среде, и есть ли такие среди нас? С горечью должны сказать: да, есть. Это все те, кто не хочет осознать, что Вера Православная является душой нашего народа, источником его жизненной силы и духовной крепости; это все те, кто безразличен к Церкви Христовой – единому «столпу и утверждению истины», это все те, кто сызмала не утверждает детей своих в вере Христовой и не ведет их за собою в храм, это и те, кто бежит из своей православной среды и покланяется «кумирам иноземным».

Говорить ли нам об ужасных последствиях действий блудных сынов современных? О вреде отступления от Бога, о вреде подмены благой воли Отца Небесного своей волюшкой ярко свидетельствует евангельское повествование о «блудном сыне», а последствия деяний блудных сынов России – перед нами, от них мы содрогаемся.

Чада Церкви Православной, сыны Державной России свернули на глухие тропинки чуждой народной душе мысли; отвергнув здоровую отечественную пищу, они причастились яда , внеся его и в народный организм и… опустела душа российского общества. Лишившись Света и Божией помощи, народный организм погрузился во тьму и страдания. По своей волюшке, подобно евангельскому «блудному сыну», пожить захотелось. Вот и вошел в душу народную дух противления и разделения, ослабивший единый организм, парализуя части его, и утерял он ту силу, которой на протяжении веков было движимо наше Отечество, которой была создана Русь необъятная, как семья многих народов.

В какой то момент истории, российская нация начала удаляться от Христа, уходить из Церкви, в которой некогда все объединялись любовью к единому Отцу Небесному, начала уходить в объятия «прогресса» и, теряя отпорность злу, добрела до дна адова.

Но любящий чад Своих Отец Небесный ожидает нас. Чрез подвиг покаяния лежит путь к личному возрождению, возрождению общества и государства, путь возвращения к Богу-Отцу. Не легкий-то путь. Это путь труда каждого над собою, и не совершить нам его без помощи Божией. Потому и взываем мы к Отцу Небесному: «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче».

Евангелие повествует нам о том, с какой радостью и с каким ликованием принял Отец возвратившегося к Нему блудного сына. С тем же ликованием встретит Он и каждого из нас, если, движимые верой и любовью к Нему, станем мы на путь покаянного в Его объятия возвращения, с непрестанно к Нему обращенными умом и сердцем, в сознании, что «соединившийся с Господом есть один дух с Господом (1Кор. 6:17). Аминь.

Блудный сын

«Все мне позволено, но не все на пользу; все мне позволено, но ничто не должно обладать мною». Так наставляет сегодня всех нас, и особенно молодежь, св. ап. Павел. А слово Спасителя о блудном сыне – это иллюстрация к словам ап. Павла. Из наставления ап. Павла человек пользуется обычно первой половиной: «всемне позволено», не задумываясь над тем – полезно ли это, как в смысле духовном, так и физическом, телесном. И не задумываясь, постепенно попадает в сети своеволия, а затем – и в сети рабства, что впоследствии приводит его к тяжким испытаниям и страданиям.

Чем объяснить подобное отсутствие рассудительности в человеке? На этот вопрос отвечает нам притча о блудном сыне.

Молодой человек, видимо из хорошей семьи, что видно по его отцу и старшему брату, который как бы слил свою волю с волей отца, ничем его в жизни не огорчая. И вдруг этот младший сын блудным становится. Как это случилось? А вот как, – постепенно. Обеспеченный всем необходимым для жизни, имея перед собою все человеку доступное, он прежде впадает в грех самовлюбленности, затем поддается плотской настроенности, и с этого начинается его отрыв от отца. Он становится самонадеянным, чувственность в нем начинает преобладать над высшими стремлениями души, он становится рабом своей чувственности, рвется к мнимой свободе, фактически вводящей человека в рабство.

Самомнение, плотская настроенность и самонадеянность и привели его к Отцу с требованием: «Отец, я уже совершеннолетний, отдай мне то, что по закону положено мне получить от тебя. В твоих наставлениях я больше не нуждаюсь, хочу жить по моему уму и желанию». Захотел, несчастный, свободы, а попал в унизительное рабство. Это – логический результат своеволия, отрыва от воли родительской: вначале полнота разгула чувственности, а за этим рабство со страшным душевным томлением и унижениями. Таков, дорогие мои, результат своеволия, стремящегося к ложно понимаемой свободе.

В какой-то момент своих страданий, блудный неизбежно осознает свои ошибки, вспомнит Родительские наставления и, если сердце его не ожесточилось в упорстве в грехах, как это часто бывает у своенравных, он вернется в лоно Родительского сердца, вернется со страхом за свое недостоинство, за свое ничтожество перед оскорбленным достоинством Отца. Образ подобного возвращения в доме Отчий дает нам Евангелие о блудном сыне. К счастью, в блудном сыне сохранилась благодарная память об Отце, и это спасло его.

Так вот, дорогие мои, чтобы сохранить ребенка от влияния могущей его развратить улицы и окружающей среды, очень важно и необходимо воспитать в нем чувство благодарности, с которым связано почитание родителей. Ибо тот, кто с детства не научился почитать волю воспитавших и вскормивших его родителей, в ком не заложено глубокое чувство благодарности родителям, как может он быть покорен воле Божией, Господним заповедям? Его быстро увлечет грязный поток уличных рассуждений и настроений, он легко впадет в ложь, обманывая и себя и Бога.

Подводя нас к отверзающимся вратам св. Четыредесятницы, притчей о блудном сыне побуждает нас Господь подумать: не является ли блудным сыном каждый из нас, всегда ли живем мы по воле Божией о нас и не расточаем ли мы Богом нам данных способностей не во славу Божию? Напоминая нам обо всем этом, Церковь зовет нас, чтобы мы проверили нашу жизнь и вернулись на путь Господней воли, помня слова Апостола: «Сия есть воля Божия о вас – святость ваша». Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *